Первый блогерский

Как стать здоровым и крепким, тренировка, питание, здоровье, спорт, ЗОЖ

ЖизньЛюди

Генри Молисон: как жить, когда твой мозг не создает новые воспоминания?

Генри Молисон участвовал, возможно, в самом большом количестве экспериментов в истории. В возрасте 27 лет ему были хирургически удалены некоторые части мозга, чтобы сократить его серьезные судороги. Врач уничтожил большую часть гиппокампа, области, которая, как теперь известно, является центром памяти, а также некоторых тесно связанных систем. Как результат, он сохранил большую часть своих существующих воспоминаний, но был почти не в состоянии создавать новые.

В течение долгих лет, он привлекал ученых и был известен в учебниках как H.M. Психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Дональд Маккей, провел около 25 экспериментов над Генри, первый в 1966 году и затем между 1997 и 1999 годами. «Моя работа с Генри в корне изменила мои представления о памяти», — говорит специалист. Книга Маккея о его наблюдениях под названием «Вспоминая: что 50 лет исследований над известным пациентом Н.М. с амнезией могут рассказать нам о памяти». Мы поговорили с ним о научных противоречиях, повседневной жизни человека, страдающего амнезией, и о том, как помнить имена людей.

Какова была Ваша мотивация для написания книги?

Начиная эксперименты, я вместе с другими учеными сказали Генри, то что мы изучили, поможет другим. Книга касается обычных людей, включая меня, и как они могут сохранить память, разум и мозг, владея той информацией, что я изучил.

Какие были симптомы у Генри?

По сути, он не мог запомнить ничего нового, будь то события или факты, новые фразы в предложении или новые аспекты визуального мира. Так что это требует расширенного определения того, что такое память. В основном, это внутреннее представление опыта. Это не просто факты и события. Помимо отсутствия возможности вспоминать, он стал вообще пассивным. Обычно он говорил только тогда, когда с ним разговаривали. Ему нужно было напомнить о таких элементарных вещах, как принятие душа, чистка зубов, расчесывание волос и выключение плиты или телевизора.

Генри Молисон

Как проходило общение с Генри?

Это было очень скучно. Он просто повторял клише. Периодически он мог удивить, совершая поразительные ошибки, о которых мы потом его спрашивали, но он не мог объяснить. И он не вспоминал своего содержателя, с которым он общался в течение 45 лет. Это было своего рода разочарованием для людей, которых он не мог вспомнить изо дня в день. Они чувствовали, что не могут по-настоящему общаться с ним.

Мог ли он поддержать разговор?

Многие люди, общавшиеся с ним, думали, что его речь была в норме, потому что он просто повторял истории, которые он уже рассказывал десятки раз. Создавалось впечатление, что он был частью разговора. Но если вы присмотрелись бы или провели бы некоторые эксперименты, которые требовали от него обработки новой информации, то сразу стало бы очевидно, что у него возникали серьезные трудности с пониманием.

Какие именно эксперименты помогали раскрывать эти трудности?

Я думаю, что лучшим и наиболее информативным исследованием, которое я провел, был тест под названием «Проверка языковой компетенции», который требует, чтобы люди описывали новую картину, используя два или три заранее заданных слова. Он не мог сказать связные предложения. И при проверке зрительного восприятия он совершал ошибку, принимая диаграмму эффективности компании за горы, видимые через окно на расстоянии, он не способен был связать это с ситуацией.

Какую роль играет гиппокамп в языковом плане?

Гиппокамп формирует внутреннее представление ситуации, а затем вписывает заранее определенные слова в это внутреннее представление и применяет правила синтаксиса для создания связного предложения. Гиппокамп суперактивирует соответствующее прилагательное и подходящее существительное в коре головного мозга и сгорает в новом соединении, чтобы представить эту ранее не выраженную фразу.

Так гиппокамп формирует новые воспоминания в общих чертах. Итак, я только что узнал твое имя. Он образует комбинацию Мэтта и Хатсона, суперактивируя Мэтта и Хатсона, и это сгорит в новом представлении Вашего полного имени в коре. И тогда я бы связал все, что я узнал о Вас, с этим. Генри мог формировать новые воспоминания через очень медленный процесс повторения, это делает то же самое и гиппокамп, за исключением того, что он очень неэффективен.

Что это говорит нам о том, как запоминать имена людей?

Существуют различные способы. Одним из них является преобразование собственного имени в нарицательное. Думайте о мистере Батлере как о дворецком (прим. пер. от англ. butler – дворецкий). Это позволит Вам представить этого человека в разных ролях, которые играет дворецкий. Гиппокамп формирует новые представления о человеке. В вашем случае, Хатсон, я сразу вспоминаю о Гудзоне, поэтому я связываю вас с рекой Гудзон (прим. пер. Hudson River), Нью-Йорком и знаменитым исследователем. За последние 10 лет моей преподавательской деятельности я выучил около 1000 имен и фамилий студентов, многие из них на иностранных языках.

Как креативность и юмор зависят от памяти?

Они связаны с созданием новых и полезных внутренних представлений. Юмор — это форма творчества. Вуди Аллен говорил: «Мозг — мой второй любимый орган». Вы формируете новое представление о том, что он говорит, но затем вы формируете новое представление о его самом любимом органе. Удивительно, но он на самом деле говорит о его пенисе в этом, казалось бы, серьезном контексте. Это вид творчества, где мы создаем или понимаем юмор. Генри не понимал его. Мы включали мультфильм и просили его описать, что делает его смешным, а он не мог этого объяснить.

Почему люди говорили, что у Генри было острое чувство юмора?

В основном, они неправильно понимали, что происходило, когда он что-то говорил. Самый известный пример — его содержательница наткнулась на Генри, сидевшего над кроссвордом, и она сказала: «Ты король загадок, Генри», а он отвечал: «Да, я озадачен». Они интерпретировали это, как будто он не только решает кроссворд, но он озадачивает других людей, озадачивает сам себя. Но вся эта трактовка была сделана великими экспериментаторами в Массачусетском технологическом институте. На самом деле, если вы проверите его способность понимать метафоры, как я это сделал — король загадок — это метафора — он был абсолютно безнадежен. Он будет понимать отдельные слова, но не то, как они связаны вместе, кроме самих отдельных слов. Возможно он понял «Ты король загадок» как «Ты озадачен, да?».

Ваше исследование столкнулось с многочисленной критикой, верно?

Да, вы правы, особенно, когда я выпускался из института. Я встретил Генри в 1966. Я столкнулся с сопротивлением, потому что мой руководитель твердо верил или хотел, чтобы этот пациент был связан с делом о теоретической памяти, никаких проблем с другими аспектами познания, потому что усложнило бы картину. Он отчаянно хотел, чтобы это был лучший случай с чистой памятью. Именно так Генри до сих пор упоминается в учебниках по неврологии. Так что да, у меня были серьезные проблемы при публикации своей работы, люди не хотели делиться своими данными о больных, страдающих амнезией, или позволить мне проводить эксперименты на пациентах.

В 1977 мой руководитель скончался. Сьюзан Коркин взяла на себя обязанности содержателя Генри в Массачусетском технологическом институте, и она позволила мне снова проводить тесты над Генри, начиная с 1997 года. Мы опубликовали одно из наших исследований, которое показало, что у него были серьезные трудности овладения языком, и в 1999 году она, проще говоря, отказалась продолжать. Перед своей смертью, она сказала, что уничтожила многие свои научные исследования, связанные с Генри, возможно, чтобы скрыть эти трудности.

Какие задачи Вы бы хотели продолжить при работе с Генри?

Жаль, что я не смог изучить последствия повреждения его миндалевидного тела. Миндалина — это область прямо перед гиппокампом, тесно связанная с ним и памятью. Миндалина эмоционально реагирует на информацию: мы лучше запоминаем эмоционально заряженную информацию. Я создал хорошо обоснованную гипотезу о том, что миндалина в основном устанавливает приоритеты для гиппокампа. У меня есть основания подозревать, что, как правило, частью проблемы Генри было это миндалевидное тело. Операция полностью разрушила его. Это всевозможно повлияло на его эмоциональную и сексуальную жизнь — он не был в нем заинтересован. И я думаю, что это повлияло на его способность связно составлять предложения, он как бы потерял нить.

Конечно это субъективный вопрос, но сколько человеческих качеств осталось у Генри после операции?

Это сложный вопрос. Вы спрашиваете, насколько человеком был Генри, или даже насколько мужчиной, чтобы поиграться с клише. Это зависит от укоренившегося стереотипа о том, каким должен быть человек или каким должна быть личность. Я предпочитаю избегать подобных стереотипов. Если бы я сказал, что он на всего лишь 50 процентов является личностью, я сам не знаю, что может означать данный ответ. Нам ясно, что он был человеком, который внес неоценимый вклад в науку и, даже, в человечество, просто участвовав в сотнях, возможно, тысячах экспериментах. Вы хотите большего? [Смеется].

Что Вы посоветуете для сохранения наших воспоминаний?

Будьте активны, осваивайте новые навыки, продолжайте использовать и свои старые. Это критически важно для пожилых людей. Не поддавайтесь дурным привычкам таким, как пассивно смотреть телевизор. Продолжайте использовать свой разум и свое тело. Можем привести веские доказательства, что упражнения чрезвычайно важны для поддержания остроты ума и разума. Будьте активны интеллектуально, эмоционально, социально и физически. Вот мой совет.

* Это интервью было отредактировано для краткости и ясности.

Личный архив, интервью с Дональдом Маккеем

>>> Токсичные люди: от кого лучше держаться подальше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика